Туры и экскурсии по Японии от японской компании
- Когда лучше ехать в Японию
- Места любования сакурой
- Места любования глицинией
- Места любования ирисами
- Участки ЮНЕСКО в Японии
- Подъем на гору Фудзи
- История Японии
- Религия в Японии
- Национальные особенности
- Горнолыжные курорты
- Горячие источники
- Боевые искусства
- Рестораны
- Фестивали и праздники
- Формула 1 в Японии
- Хайкинг в Японии
- Народ айну
Феодальная Япония
Период Камакура (1185-1333) назван по имени города Камакура, где основалось новое военное правительство.
В 1185 род Минамото вышел победителем из пятилетней войны с родом Тайра и получил контроль над Японией. Минамото Ёритомо получил титул тайсёгуна (великий полководец) и установил новое правительстов в Камакуре в 1192 году. Новое феодальное правительство было организовано более простым способом, чем Киотское и работало намного эффективнее в японских условиях.
Но дом Минамото не мог долго повелевать в Камакуре. Иоримото был умный и дельный правитель, но исполненный слепого недоверия, которое обратилось против его собственного рода. Оба его брата, которые помогли ему одержать победу над Таира и из коих старший Иосицуне; прославляемый в песнях, как рыцарь и любимец народа, возбудили в нем подозрение и погибли во время восстания, которое они предприняли, раздраженные возмутительным отношением.
Своего собственного сына он оставил без основательного воспитания и на несчастье всего своего дома слепо доверял своему первому министру (Сиккен) Ходзё Такамаса, отцу своей жены Масако. Этот чрезвычайно хитрый и обуреваемый пламенным честолюбием интриган выказывал безусловную покорность перед сёгуном, но не останавливался ни перед чем, чтобы увеличить свое влияние.
После смерти Ёритомо в 1199, власть перешла в руки регентов Ходзё, и Такамаса стал регентом при малолетнем сёгуне сыне Ёритомо, старший же сын Минамото Ёриё был убит при помощи предательства и насилия.
Но и Токамаса не избег своей судьбы. Его собственный сын Ходзё Иоситокии, послушный помощник в его предательствах, превосходивший его однако в подлости, впутал его в заговор, так что сын с видом справедливости мог низвергнуть и арестовать отца. Восстание могущественного рода Вадас было кроваво подавлено, молодой Санетомо вследствие подстрекательств Ходзё был убит (1219 г.), и таким образом был устранен последний отпрыск гордого дома Минамото.
Двухлетний принц был провозглашен сёгуном, а Иоситоки, как первый министр, властвовал неограниченно, как и его потомки.
Это своеобразное состояние государства, при котором наряду с бессильным императорским двором существовал такой же безвластный сёгунат, именем которого управлял всемогущий министр, продолжалось более 100 лет. Таким образом, этот период может быть назван периодом сёгунов-теней; он окончился лишь с падением Ходзё.
Страна чувствовала себя хорошо под их управлением, так как Ходзё были умные и талантливые правители, которые с величайшим старанием заботились о благополучии народа. Его сын и преемник Ходзё Иясутоки прославляется как самый блестящий представитель своего дома. Приобретенную нечистыми путями власть он употреблял с особенным усердием на то, чтобы служить благу страны, которою он правил с мудростью и добротой. Его сыновья и преемники действовали таким же образом.
Так как фактическая власть была в руках регентов Ходзё, этим был недоволен имперский двор в Киото.В результате столкновения Камакурского военного правительства и Киото, регенты Ходзё одержали верх и достигли полного контроля над Японией.
Во время периода Камакура в Японию проникли новые буддистские секты Ничирен и секта Дзен, большинство последователей которой были самураи-одно из доминирующих сословий того времени.
В 1232 году был провозглашен новый свод законов, в котором особо были подчеркнуты конфуцианские ценности, такие как преданность своему суверену, поддержание порядков и нравов. Любые признаки недовольства были тут же подавлены кланом Ходзё.
Сёгун находился в Камакуре без особой власти, в то время как его представители были расположены в Киото и Западной Японии. Главы провинциальных военных кланов управляли областями точно и преданно. Благодаря правлению Ходзё в Японии на несколько десятилетий установился мир и отмечался подъем экономики.
Благодетельный мир этого периода был прерван в 1274 году нападением монгольского властителя Хубилай-Хана, внука знаменитого Чингиз-Хана. Он овладел Китаем и послал против Японии, где его послы были презрительно отвергнуты, войско в 100 тысяч человек на сильном флоте. Вследствие умных распоряжений правившего тогда первого министра Ходзё Токимуне и храбрости японских воинов враг был разбит при его попытках высадки, а весь флот погиб во время большой бури.
Японцы хорошо подготовились и смогли поддержать сильную защиту в течение нескольких недель во время второй попытки вторжения, которая произошла в 1281. Но снова, монголы были вынуждены уйти, главным образом, из-за плохой погоды. Кюсю оставался в боевой готовности для возможной третьей попытки вторжения, но у монголов появилось слишком много проблем на материке, поэтому они оставили мысль о новом вторжении.
Из-за колоссальных растрат на военные приготовления против монголов правительство Камакуры было на грани финансового краха. Увеличивалось количество недовольных, которые ожидали наград за военную помощь в борьбе с монголами. Это была одна из главных причин, приведшая к падению Камакурского сёгуната. К 1333 году власть регентов уменьшилась до такой степени, что император Го-Дайго смог восстановить имперскую власть и свергнуть военное правительство Камакуры.
Так окончился период японской истории, который может быть причастен к числу наисчастливейших. Под господством Ходзё которые были дельными правителями, народ был доволен и счастлив: долгие годы мира способствовали спокойному развитие страны. Теперь наступили худшие времена. Вплоть до 1600 г., страну раздирали кровавые гражданские войны, которые опустошали страну, повергли народ в нужду и бедность, предательством и изменой уничтожили всякую верность и веру и подорвали всякий авторитет. Несчастная страна находилась в опасности совершенно распасться, пока, наконец, талантливый военный герой не укротил железным кулаком враждовавшие партии и не восстановил единую власть.
Эпоха Муромачи(1333-1600) названа по месту ставки военных правителей в Муромачи, Киото.
Эпоху Муромачи можно разделить на два периода Нанбоку-тё (1333-1392)время существования двух Императорских дворов Южного и Северного и Сенгоку Дзидай (1392-1600) - эпоха воюющих провинций.
Император Го-Дайго, смог восстановить имперскую власть в Киото и свергнуть военное правительство Камакуры в 1333 году благодаря поддержке клана Асикага. Однако, возрождение имперского двора и реставрации Кемму ни к чему не привели, так как система управления государством была устаревшей и некомпетентные чиновники не получили поддержку влиятельных землевладельцев.
Асикага Такаудзи, будучи полководцем при Ходзё отпал от него в подходящий момент и помог императору Го-Дайго в свержении военного правительства Камакура, теперь бросил вызов императору, и захватил Киото в 1336 году, основав в районе Муромачи новое военное правительство,назначив себя сёгуном. Император Го-Дайго бежал на юг Японии в Ёсино и основал там Южный Императорский двор. В то же самое время в Киото военным правителем Асикага был назначен другой император Комеи.
Два имперских двора существовали в Японии больше 50 лет: Южный и Северный дворы. Между дворами постоянно происходили столкновения,но Северный двор постепенно усиливал свою власть, когда наконец в 1392 году спор был решен соглашением, по которому южный двор упразднялся. В будущем потомки обеих императорских линий попеременно должны были занимать престол. Это благоприятное решение спора было делом сёгуна Асикага Ёсимицу, внука Такаудзи, который управлял страной с большою мудростью и тактом, он создал новый порядок в управлении и при повторном подавлении опасных восстаний приобрел военную славу.
В течение правления сёгуна Асикага Ёсимицу (1368 - 1408), военное правительство Муромачи управляло центральными областями, но постепенно теряло свое влияние на внешние области. Ёсимицу установил хорошие торговые отношения с Китаем и несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела.
В течение 15-х и 16-х столетий влияние сёгунов Асикаги и правительства в Киото уменьшилось.Фактическая власть была сосредоточена в руках крупных землевладельцев «даймё», которые старались расширить свои владения любыми способами, обещая поддержку более слабым соседям или просто захватывая территории соперников. Эта эпоха непрерывной борьбы даймё за территории на протяжении нескольких десятилетий названа «эпоха сенгоку» - эпоха войн. Некоторыми из самых влиятельных феодалов были Такеда, Уэсуги, Ходжо на Востоке и Оучи, Мори и Хосокава на западе.
При господстве даймё изменилась социально-политическая ситуация во всей стране. Феодальные владыки строили огромные замки, окружали их крепостными рвами, валами и прочими оборонительными укреплениями, вынесенными далеко за пределы стен, которые позволяли уберечься не только от стрел, но и от появившихся в шестнадцатом столетии мушкетов и первых пушек. Вокруг замков вырастали города, в которых жили вассалы (воины-самураи) и их семьи, а также ремесленники и торговцы, снабжавшие замок оружием и всем необходимым.
В 1542 первые португальские торговцы и иезуитские миссионеры прибыли на Кюсю, и принесли с собой не только христианство,но и огнестрельное оружие в Японию. Иезуит Франсис Ксавье приехал с миссией в Киото в 1549-50. Несмотря на противостояние буддистских монастырей, большинство феодалов на западе приветствовало христианство,конечно главной привлекательностью была возможность приобретения огнестрельного оружия.
Удивительно, как скоро распространялась новая религия. Уже через несколько десятилетий в Японии насчитывалось 150 тысяч христиан и около 200 церквей. Измученный народ под давлением ужасного бесправия в стране охотно принимал евангелие Распятого, который проповедовал братскую любовь и мир на земле.
К середине 16-ого столетия несколько из самых влиятельных военачальников конкурировали за контроль над целой страной. Одним из них был Ода Нобунага. Он сделал первые шаги к объединению Японии, захватив Киото в 1568 и свергнув военное правительство Муромачи в 1573.
Ода Нобунага достиг контроля над областью Овари (вокруг современного города Нагои) в 1559. Как и многие другие дайме, он был одержим идеей объединения Японии. Благодаря удачному располжению его владений, он смог захватить столицу в 1568 году, продолжая устранять врагов, среди которых были и воинственные буддистские секты.
Двое из самых опасных конкурентов Такеда и Кенсин умерли прежде, они смогли противостоять Нобунаге, а клан Такеда Нобунага разбил в Нагасино в 1575 году.
Ода Нобунага, назначенный императором на самые высокие должности, имел в своих руках всю власть, которою он с мудростью пользовался; притом он стремился к поднятию престижа императора и улучшению положения народа. Одновременно путем победоносных походов он принудил высокомерных сильных феодалов к послушанию, и уже значительная часть страны была подчинена вновь нарождавшейся центральной власти, когда всеми любимый и уважаемый управитель на 9 году своего управления вместе со своим сыном был убит рукою предателя.
В 1582 генерал Акечи убил Нобунагa и захватил его замок Азучи. Но начатое дело достигло своего окончания, благодаря выдающемуся человеку, знаменитому Тоётоми Хидэёси. Он происходил из крестьян, служил конюхом и потом, будучи солдатом, своими деяниями обратил на себя внимание Нобунаги и вскоре сделался одним из наиболее почитаемых генералов императорской армии, принимая в ее успехах славное участие.
Тоётоми Хидэёси быстро среагировал и разбил армию Акечи, взяв ситуацию под свой контроль. Он продолжал устранять противников, заключив союз с влиятельным феодалом Токува Иэясу, подчинил Северные области и Сикоку в 1583, Кюсю в 1587. После того, как был разбит клан Ходзо в Одаваре в 1590 году, Япония наконец была объединена.
Хидэёси находился на высоте своего могущества, он занимал почетное место по правую руку императора, значение коего он стремился поднять восстановлением старых торжественных придворных церемоний, украшением дворца и обеспечением доходов императорского двора. Для себя он выбрал резиденцией чрезвычайно выгодно расположенный у внутреннего японского моря приморский город Осаку и снабдил его значительными укреплениями. Его власть казалась навсегда обозначенной, но все-таки нельзя было не видеть, что старое воинственное дворянство было недовольно незнатным правителем и выказывало лишь вынужденное послушание.
Хидэёси разрушил много замков, чтоб удержать власть под своим контролем. В 1588 он конфисковал оружие всех фермеров и религиозных учреждений. Была проведена перепись населения. В 1590 году построен замок Хидэёси в Осака. В 1597 Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров, и казнил 26 францисканцев.Был положен запрет на иностранную литературу.
Слишком разбогатевшие роды сделались чрезвычайно надменными, побежденные же и потерявшие часть своих владений были обуреваемы жаждою мести. Хидэёси был настолько умен, что понял затруднительность своего положения. Он избрал рискованный выход. Чтобы дать занятие враждебным феодалам и наглой военной касте, он предпринял большую внешнюю войну. Поводом к войне послужили унизительные требования, которые китайское посольство поставило японскому правительству.
В 1592 году сильное японское войско в 150 тысяч человек высадилось в Корее. Начался семилетний поход, в котором против соединенных китайских и корейских войск японцы вели славную, но с большими потерями и бесцельную войну В 1598 г. умер Тоётоми Хидэёси. Если в последние годы своей жизни он и потерял в уважении народа, который задыхался от страданий войны и податного бремени, то все же в японской истории он представляется одним из самых блестящих явлений.
После смерти Тоётоми Хидэёси две группы его вассалов сражались за власть. Эта последняя заключающая битва произошла при Сэкигахара 21 октября 1600 года. Победа досталась войску, которое возглавлял Токугава Иэясу. В 1603 год он получил титул сёгуна и началась новая эпоха в истории Японии Эдо Дзидай.
Период Эдо (1603-1868) - исторический период Японии,время правления клана Токугава.
Токугава Иэясу строго контролировал всю страну. Первою заботою Иэясу было вознаграждение н наказание даймё, принимавших участие в гражданской войне. Это было произведено с большой тщательностью и с точной оценкой заслуг каждого. Дружественные дворяне и собственные вассалы получили соответственные участки земли, подозрительные же даймё должны были допустить своего рода надзор над собою, выразившийся в том, что искренне преданные приверженцы сёгуна сделались их соседями. После уничтожения последних противников, клана Тоётоми в 1615 году и захвата Осаки, в стране воцарился долгожданный мир и стабильность.
В стране, опустошенной продолжавшимися целые столетия гражданскими войнами и вечно угрожаемой восстаниями сильных феодалов, Токугава сумел своею умною политикою восстановить спокойствие и порядок и создать сильную центральную власть, под покровом которой нерушимо продолжалось экономическое и духовное развитие народа.
Была упорядочена система управления страной.Император и его приближенные потеряли всякую возможность вернуть себе власть. Главой государства стал сёгун.Иэясу урегулировал подразделение народа на сословия или касты строгими правилами и указал им их права и обязанности. После царствующего дома с императорскими принцами существовало придворное и военное дворянство (Куге и Буджины), каста воинов (самураи) и народ (хеймин), состоящий из крестьян, ремесленников и купцов,к самой дискриминированной касте относились преступники и их семьи, эта-парии, которые занимались грязной работой, разделкой скота и т.д.Переход из одной касты в другую был невозможен. Ни выдающиеся заслуги, ни ученость не могли доставить должность, которая была предоставлена высшей касте. Народ должен был оставаться на местах своего жительства, никто не мог покинуть страну.
В столице образовалась надменная аристократия, которая своими насильственными поступками часто вызывала недовольство. Каста воинов также отличалась этим, в ней развилось приподнятое рыцарское понятие о чести, которое свое лучшее выражение находило в безусловной верности своему ленному господину. Известный пример этого образа мыслей представляют 47 Ронинов. Даймё Азано Наганори во время аудиенции в императорском дворце был оскорблен придворным Кира Ёсихиде и обнажил против него меч. За этот проступок против строгого придворного этикета он был приговорен к смерти и сам должен был лишить себя жизни. Чтобы отомстить за его смерть, 47 самураев вышли добровольно из касты воинов, т. е. сделались отвергнутым странствующим народом (Ронин) и готовились два года к тому, чтобы найти своего врага. Наконец, в декабре 1702 г. они явились к Ёсихиде в замок, одолели стражу замка и убили оскорбителя их господина, на могилу которого они возложили голову убитого. После этого они все совершили самоубийство. Еще сейчас в день поминовения мертвых их могилы украшаются цветами как памятники непоколебимой верности.
Также существовала система заложничества – каждый даймё обязан был оставлять в Эдо заложников из своего клана – это могли быть наследники или жёны. Сами даймё обязаны чередовать место своего жительства – проводить один год в Эдо, один в своём хане. Это требовало очень значительных для экономики провинции расходов и являлось ещё одним важным средством контроля за даймё.
Воины (самураи) обладали огромным количеством привилегий, а отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. Самураи обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству. Дзэн-буддизм и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и преданности.
В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания, покидать японцам пределы страны и возвращаться уже выехавшим и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив связи с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через портовые города Нагасаки и Хирадо. Ранее были запрещены все иностранные книги, христианство.
Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура. Среди городского населения набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э - картинки на бытовые темы.
Иэясу и его преемники старались поднять образование народа распространением печатных произведений. Два университета и значительное число высших школ представляли собою центры оживленной духовной жизни. Кроме правительственных школ для самураев, создавались общественные школы для простолюдинов. В них обучали письму, чтению, арифметике и основам конфуцианства.
Промыслы также развились в Японии. Старинное национальное искусство лаковой живописи, керамика, эмалевые и бронзовые работы обогатились более тонкой техникой и новыми образцами, основывались фарфоровые фабрики, улучшилось прядение шелка и тканье. Благосостояние народа росло при продолжительном мире; вместе с тем развилась наклонность к живописи и музыке.
Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков, однако со временем его положение становилось все более шатким. Произошло смещение политического влияния от самурайского сословия к купечеству, которое развивалось настолько быстро, что вскоре многие самураи стали от него финансово зависеть. В результате классовые различия между купцами и самураями сглаживались, а могущество последних постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.
В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японии распространились новые философские учения.
Наиболее известными течением общественной мысли были учения сингаку и коку-гаку. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев. Школа коку-гаку ратовала за поиски национальной идентичности. Постепенно начался процесс распада феодального сознания.Убеждение, что потомственному императору, а не сёгуну, подобает высшая власть, постепенно все более и более распространялось в народе,
В 1840 году появились русские и английские суда, а в следующие годы стало приходить все большее количество судов всех наций. Европейцы требовали свободы торговли, в которой им было отказано; насилия моряков еще увеличивали всеобщую ненависть к иностранцам. Наконец, в июле 1853 года пришел американский флот из 4 военных кораблей под командой Перри, который, по поручению президента Фильмора, потребовал заключения торгового договора. Англия и Россия присоединились к этому требованию.
На первые мирные предложения американцев об открытии портов японцы ответили отказом, что привело к угрозе вооруженного нападения со стороны американских властей в 1853 году. В это же время русское правительство также пытается наладить отношения с японцами, но делает это в мирной форме. Напуганное демонстрацией военной мощи Америки, японское правительство было вынуждено согласиться на все предъявляемые требования.
31 марта 1854 г. в Канагаве близ Эдо с американцами был заключен первый торговый договор, который открывал порта Симода на полуострове Изу и Хакодатэ. До 1858 года подобные же договоры были заключены с Англией, Россией, Голландией и Францией, согласно которым для иностранной торговли открывалась также гавань Нагасаки, позже Йокогама, Кобе и Осака.
Двор все еще упрямо держался своей точки зрения, были устроены совещания, на которых торжественно было решено изгнать иностранцев. В приморских городах дело дошло до открытой враждебности. Иностранные военные суда разрушили построенный у Симонесеки форт и выстрелами зажгли несколько городов на Кюсю, а за убийство отдельных иностранцев требовали вознаграждение в виде больших сумм. В конце концов двор вынужден был пойти на примирение, но проводившаяся политика примирения опять озлобила даймё, ненавидевших иностранцев. В южных провинциях начались смуты и ожесточенная борьба между партиями.
И без того не сильно развитая японская экономика не выдержала напора развитых капиталистических держав Запада и дала трещину. Резко ухудшилось положение крестьян и ремесленников, что породило многочисленные бунты, окончательно подорвавшие авторитет правящего клана Токугава.
Антизападное и проимперское движение "Сонно Дзёи" ("Да здравствует император! Смерть варварам!") широко распространилось среди самураев провинций Тёсю и Сацума, которые модернизировали свои армии с помощью Англии и Франции. Более сдержанные политики, впрочем, поняли значение достижений науки и военного искусства Запада и предпочли открыть Японию внешнему миру. Вскоре и консерваторы, приняв участие в нескольких битвах с европейским и американским флотами, также осознали преимущества новых технологий.
В 1867 году после неудачного сражения с Тёсю, последний сёгун Токугава Ёсинобу отказался от власти и уступил трон молодому императору Муцухито. Вскоре после этого верные сёгуну силы начали войну Босин, однако их сопротивление было быстро подавлено. Конец сёгуната стал свершившимся фактом, началась новая эпоха Мэйдзи - период становления Японии как мировой державы.