Туры и экскурсии по Японии от японской туристической компании
Muan Nakazato
Muan NAKAZATO 中里無庵
Накадзато родился в 1895 году в Карацу. Он был вторым сыном Taroemon Nakazato ⅩⅠ.
Карацу – один из самых любимых японских стилей керамики. Как и другие стили, получил свое название от города, в котором находится. Карацу, что означает «китайский порт», расположен в префектуре Сага на острове Кюсю. Керамика Карацу восходит к 15 веку, достигла рассвета во второй половине 16 века. Это связано с притоком корейских гончаров, которые были переселены в этот регион во время корейских походов под руководством военного и политического деятеля, объединителя Японии Тоётоми Хидэёси.
В эту эпоху чайное действо стало одним из важных элементов жизни феодалов, поэтому чайная керамика имела большой спрос, причем наиболее желанным стилем наряду с раку и хаги был стиль карацу. Накадзато - единственная сохранившаяся семья до наших дней, которая создает керамику в стиле карацу, не прерываясь на протяжении четырнадцати поколений.
В возрасте 19 лет Муан Накадзато выбирает путь керамиста, пойдя по стопам своего отца. Начал заниматься исследованием керамики «Старая Карацу» эпохи Момояма (1573-1603). В 1927 году унаследовал фамилию своей семейной печи и стал Taroemon Nakazato ⅩⅡ. В возрасте 71 лет передал печь своему старшему сыну. Взял имя Муан. В 1976 году получил высшее звание в Японии для керамиста – Живое национальное сокровище.
Благодаря большим усилиям Тароэмона XII, стиль Карацу, претерпевший упадок в 18-19 веках из-за потери кланового покровительства, снижения интереса к чаю в период Мэйдзи, вновь обрел свою популярность в наше время. В 1929 году он начал раскопки останков старых печей Карацу в префектурах Сага и Нагасаки, исследовал технику «татаки», свойственную изделиям Карацу, работал над возрождением старых изделий Карацу и использовал результаты исследований в своей работе. Им были созданы уникальные сосуды для воды, используемые в чайной церемонии мизусаси в оригинальной технике «татаки». С 1956 года, когда его изделия впервые были выбраны для показа на выставке традиционных ремесел, принимал ежегодное участие в керамических выставках.
В 1965 году он посетил Корею и в том же году построил многокамерную печь waritakeноборигама по образцу печи Кисидаке Иидо (расположенной в Китахата, одна из первых печей, сооруженная корейскими гончарами в конце 16 века). В 1966 году получил государственную награду - медаль с пурпурной лентой. В 1971 году провел выставку изделий, созданных им и его отцом в Национальном музее современного искусства в Сеуле, а в 1979 году были выставлены его работы за границей, на «Выставке Карацу» в Западной Германии, Швейцарии и Нидерландах. В 1976 году он был признан Живым национальным сокровищем Японии. В 1980 году Йомиури Симбун провела выставку «Живое национальное сокровище Накадзато Муан», а в 1984 году были проведены выставка отца и сына в Токио, Осака в ознаменование 250-летия основания обжиговой печи «Отяван».
Сегодня керамику Накадзато Муана можно увидеть в музее «Ochawangama Pottery Museum» в Карацу (префектура Сага), в частных коллекциях.
Технику «татаки» усовершенствовал сын Муана, Хоан, который также добился огромных успехов в качестве исследователя, получил докторскую степень в области исследования происхождения техники «татаки» в изделиях Карацу. С 2002 года печь возглавляет Накадзато Тароэмон XlV (Tadahiro Nakazato).
Статья о печи Накадзато в журнале "Красивая Япония".