12.02.18
В Японии начало цветения сливы ассоциируется с приходом весны. Это дерево первым просыпается после зимнего сна.
Цветок сливы очень близок местным жителям, мотив используется в декоре кимоно, тканей, одежды, керамических изделий, многих предметов быта.
Тонкий аромат белых или розовых цветов японской сливы разносится по всей округе. Эти хрупкие беззащитные цветы символизируют мужество, верность и даже были символом одного из японских самурайских кланов семьи Маэда. В храме Китано Тенмангу в Фукуока (Дадзайфу), где поклоняются покровителю науки и учения Митидзанэ на гербе красуются цветы японской сливы.
Для местных жителей очень важно ощущение движение природы, цикличность и осознавание этого движения воспринимается ими как жизненный временной цикл, который не должен нарушаться ничем. С цветением сливы приходит новый год, новая жизненная энергия.
У многих Япония ассоциируется с цветущей сакурой, но в Японии традиционно любовались именно цветущими деревьями японской сливы, как символа прихода весны.
В Японии самые известные места любования цветущей сливы - храмы, где поклоняются божеству учения и науки Сугавара-но Мичидзанэ.
Семья Митидзанэ служила при императорском дворе. Отец Митидзанэ открыл частную школу, в которой готовил учеников ко вступительным экзаменам в столичный университет и военным должностям. В возрасте 17 лет в 862 году Митидзанэ поступает в киотский университет и уже к 33 годам становится главой столичного университета, единственного в своем роде в Японии в ту эпоху. Противники делали попытки выслать Митидзанэ из Киото, но благодаря опеке японского императора он смог остаться в столице и получил титул "правого министра" императорского правительства.
Однако быстрый рост власти нового министра и его реформы обеспокоил аристократические семьи и столичных чиновников. Он был обвинен в предательстве и сослан на остров Кюсю, в качестве правителя провинции Дадзайфу в 901 году. Это было изгнание. Без надежды на возвращение, спустя два года Сугавара но Митидзанэ умер в изгнании.
После его смерти в столице в Киото начались стихийные бедствия, ливни и тайфуны. Во время эпидемии чумы погибли сыновья императора Дайго, который учавствовал в изгнании ученого. Правительство усмотрело в этом месть духа умершего Митидзанэ и было возведено святилище Китано-Тэммангу и изгнаннику присвоен титул божества, покровительствующего учебе и наукам. Сегодня много японских святилищ возведено в его честь.
Деревья умэ высаживают перед этими храмами, как дерево, которое было наиболее любимо этим божеством. Во время изгнания, по легенде, самое любимое сливовое дерево перенеслось в одну ночь за своим господином в Дайдзафу и по сей день радует прихожан своим цветением.
В Токио праздник любования японской сливой проходит в храме Юсима Тенмангу, в Киото Китано-Тенмангу в период с 8-10 февраля по 8-10 марта.
Также праздник любования японской сливой проводится в одном из трех самых красивых японских садов Кайракуэн в Мито (в 2-х часах езды от Токио), где более 3000 деревьев зацветают в период с начала февраля и цветут в течение месяца.
Во время праздников в храмах и садах можно увидеть представления тайко (японский барабан_, чайную церемонию, соревнования в сочинении хайку-жанр традиционной лирической поэзии вака и многое другое.