Туры и экскурсии по Японии от японской туристической компании
Школа Асикага и храм Баннадзи
photo by Wada Tatiana
В городе Асикага расположена школа Асикага, которая считается «самой старой школой в Японии» и «старейшим университетом Страны Восходящего солнца».
Есть несколько теорий основания школы. Одни историки относят основание школы к периоду Нара (710-784) Оной Такамурой. Существует также теория, что школа была открыта в середине эпохи сегуната Муромати помощником наместника Камакуры Норизанэ Уэсуги (1439). Сохранились исторические свидетельства той эпохи, поэтому здесь уже гадать ученым о дальнейшей истории школы не пришлось. Норизанэ подарил школе четыре из пяти книг одних из самых ценных сутр конфуцианского учения «Конфуцианство». Также подарил школе новые земли, улучшил условия обучения. На пост главы школы Норизанэ пригласил дзенского монаха Кайгена из Камакуры, который оказал большое влияние на дальнейший курс обучения, в основе которого лежало конфуцианство. После этого монахи стали лордами территории школы на последующие поколения.
Сын Норизанэ Норитада и его внук Норифуса также внесли свой вклад в пополнении библиотеки, подарив школе одну из пяти книг Пятикнижия (является национальным достоянием Японии) Сюукичу, и другие важные литературные произведения.
В эпоху Муромати многие монахи изучали основы конфуцианства в этой школе, в особенности «И цзин» ("Книга перемен). Школа Асикага стала одним из главных учебных центров страны. Католический миссионер Франциск Ксаверийв своих сообщениях о Японии писал: «Самый большой и самый известный университет в Бандо в Японии ...» (1549). Католические проповедники, рьяно распространяющие свою религию, видели в учениках школы злейших врагов. Они считали, что если смогут взять эту школу под свой контроль, то вся Япония будет в их власти. Это обстоятельство показывает, каким большим авторитетом в Японии пользовалась школа Асикага.
Последним лордом эпохи Муромати был 9-й дзен буддистский монах Канмуро Генкицу, которого высоко ценил основатель сегуната Эдо (1603-1868) Токугава Иэясу. При храме Энкодзи, построенном Иэясу в Фусими Киото, Генкицу издавал китайские книги, контролировал храмы в регионе Кинки и создавал дипломатические документы. Благодаря такое тесной связи школа Асикага увеличила свой земельный надел, получив от сёгуна подарок.
Лорды Асикага подносили сёгуну гадания, предсказывающие какие действия будут благоприятными, за что получали большие пожертвования. В период с 1606 по 1668 годы на пожертвования местного дайме и бакуфу (военного правительства) был основан храм Якуси Нерай, отреставрированы постройки, погибшие во время пожара. Нынешние Храм Конфуция, школьные ворота и ворота алтаря - здания того времени.
В дополнение к гаданию о судьбе сёгунов, школа была местом получения знаний и местом гадания для обычных прихожан. Среди множества посетителей был и художник Ватанабэ Казан, который обнаружил надписи внутри статуи Конфуция (1535) в 1831 году, приехав посмотреть на знаменитые книги Норизанэ. В 1871 году был упразднен домен Асикага, и школа перешла префектуре Точиги, в 1873 году была использована как место обучения жителей. В 1903 году была основана библиотека ценных книг, благодаря такому общественному деятелю как Томоацу Айба. В 1921 году место школы Асикага было определено как Национальный исторический памятник, включая такие здания, как Храм Конфуция и Гакухакумон. С 1982 года на протяжении восьми лет велись восстановительные работы под руководством специалистов в каждой области проектирования. Воссозданы здания эпохи Эдо, включая внешний и внутренний сады.
Одним из символом школы является сосна «канафури», на которой в эпоху Тенбун (начало 16 века) вывешивались таблички с неизвестными символами и словами, которые не могли понять ученики на бумаге, а на следующее утро чудесным образом появлялись надписи на кана (японская слоговая азбука), расшифровывающие записи.
Рядом со школой Асикага расположено еще одно национальное достояние Японии Храм Баннадзи.
Храм Баннадзи был основан в 1197 году Ёсикане Асикагой, но первоначальные постройки сгорели, как это часто бывало в те времена, и восстановлены в 1299 году Сатаудзи Асикагой - отцом основателя второго сегуната Такаудзи. Пришедший в эпоху Камакура из Китая архитектурный стиль Дзэн, был впервые использован при восстановлении храма. Главное здание является древнейшим сохранившимся образцом этого стиля в регионе Канто. В 2013 году храм занесен в участки национального достояния Японии. Ворота, перекинутые через ров, сооружены по приказу 13 сегуна Асикага, а изваяния хранителей-божеств, охраняющих ворота, относят к эпохе Момояма.