Туры и экскурсии по Японии от японской туристической компании

 

Музей керамики Курита

Музей керамики Курита

photo by Wada Tatiana

Музей Курита - один из крупнейших в мире музеев фарфора Имари и Набэсима. Музей расположен в пригороде Асикага в живописном месте на холме в саду на территории 30000 цубо (1 цубо 3.3 кв м). Концепция музея: «Гармония искусства, архитектуры и природы». В отделке каждого сооружения применяются различные традиционные технологии, организуя музейное пространство в единый ансамбль.

Главный корпус, экспонирующий в своих залах более 400 предметов, получил награду как выдающееся архитектурное здание, построен согласно японской эстетике красоты. В отделке Музея истории использован керамогранит из белого фарфора Арита Идзумия.  Мемориальный церковь на вершине леса из красных сосен, посвященная неизвестным гончарам, также представляет предметы фарфора Набэсима и Какиэмон, на верхнем этаже расположена комната для медитации.

Оригинальная архитектура зданий музея, коллекция самых известных изделий Имари и Набэсима получили высокую оценку любителей и знатоков керамики со всего мира.

Особенностью музея является то, что в нем представлены только изделия Имари и Набэсима периода Эдо (1603–1867). Музей представляет собой отражение страсти к керамике Имари и Набэсима его основателя Хидео Курита.

Имари был первым фарфором, произведенным в Японии, экспортировался в Западную Европу. Изделия Имари – это фарфор, выпекаемый в окрестностях Арита, префектура Сага. Во второй половине 17-го века голландская восточно-индийская компания начала делать заказы и приобретать изделия Арита, и поскольку экспортировались из порта Имари, их называли «изделия Имари».

Набэсима была создана исключительно как элитная печь для изготовления предметов частного пользования семьи феодала Набэсима и подарков высоким особам, таким как сёгун (военные правители Японии). Фарфор Набэсима позиционируется как вершина японского фарфора. Изделия имеют чисто японский дизайн, не предназначены для коммерческой продажи.

Фарфор - это разновидность керамики. Тонкое и легкое покрытие выглядит воздушно хрупко, но поскольку выпекается при высокой температуре 1300 градусов в течение более 17 часов, на самом деле очень прочно.

Фарфор Aрита отличается гладкой текстурой по сравнению с другими керамическими изделиями. Некоторые любители фарфора считают гладкую текстуру посуды Арита неотразимой. В качестве сырья используются гончарные камни Изумияма и Амакуса, которые представляют собой глиняные руды, добываемые в этой области. Эти два гончарных камня прочны и прекрасно обжигаются. При создании фарфора важна технология производства, но и природные условия этого региона сыграли большую роль в создании керамики, известной далеко за пределами Японии.

Другой характерной особенностью натурального керамического камня является его прозрачный белый цвет. Европейские аристократы оценивали его как «белое золото».

Прозрачный белый фарфоровый черепок подходил в качестве фона для декоративной росписи, что и стало визитной карточкой фарфора Имари.

Изделия Имари, изготовленные в 1610-х и 40-х годах, называются Ко Имари «ранними Имари». Эти изделия не покрыты глазурью, имеет толстостенную форму. Изображения, нарисованные мощными и свободными мазками, просты, в этот период мастера еще находятся под влиянием стиля окрашивания древнего Китая. Изделия раннего Имари в основном окрашены с использованием селадона, глазури саби и рури.

С середины 17-го века начался экспорт керамики Имари, что сопровождалось рождением новых технологий и формированием стиля «какиэмон». Заказы на керамические изделия с очень жесткими критериями качества поступали от голландской Ост-Индской компании. Изделия «какиэмон» получили высокую оценку у королевских аристократов Европы. Kакиэмон - стиль японского фарфора, изготавливаемый гончарной династией Сакаида с начала XVII века. Основатель династии Сакаида Какиэмон открыл технологию изготовления теплого молочно-белого цвета (непрозрачная белая глазурь) и технику росписи фарфора прозрачными цветными эмалями. Типичный пример этого стиля – это изделия утонченные, правильной формы  с теплым молочно-белым основанием «какутэ нигошиде», на котором элегантно и с особым чувством свободного пространства изображалась декоративная роспись, выполненная полихромными эмалями, изумрудно-зеленой, желтой, голубой и красной или только подглазурной синей. В дополнение к блюдам на экспорт было сделано много кукол. В основе росписи Какиэмон — классическая китайская живопись жанра «цветы и птицы», творчески переработанная японскими художниками в духе национальной эстетики. 

Кинрандэ - это новый стиль, отражающий городскую культуру эпохи Генроку (1688-1704). В этот период значительно улучшилось экономическое положение горожан. Это великолепный стиль с аккуратно окрашенной основой и узором с использованием множества красок и золота. Их можно условно разделить на отечественные и экспортные. Для внутреннего рынка характерны специальные предметы, называемые «катакатамоно», а для экспортного рынка характерны тарелки и большие вазы, которые создавались по заказу для украшения домов аристократов и королевской резиденции.

Набэсима известен пёстрым украшением, однако дизайн рисунков на керамике был вдохновлён элементами кимоно и отличается элегантными правильной формы рисунками. Фарфор Набэсима с надглазурной росписью ироэ (色絵 )также известен как «сики набэсима», и является одним из лучших представителей японского фарфора с надглазурной росписью. Известны также изделия «набэсима сомэцукэ» с синей (цвет индиго) кобальтовой подглазурной росписью. Линии прорисовывались настолько искусно, что невозможно увидеть стыки, роспись без единой неровности.

Набэсима также производила характерный японский фарфор «сейдзи». Глазурь, содержащая незначительное количество железа, имеет красивый глянцевый сине-зеленый цвет. Процесс изготовления довольно трудоёмкий, выполняется многократное нанесение глазури и повторение обжига несколько раз. В дополнение к изделиям с глазурью из селадона на всей поверхности, есть окрашенные, частично окрашенные и с подглазурной росписью.

По качеству и красоте выпускаемых творений ремесленники не знали равных, и свои секреты очень долго держали в тайне. Шедевры предназначались только для высшего сословия. Работы мастеров были очень тонкими и изящными, совершенными в каждой мелочи, каждый предмет произведение искусства.

Керамика Имари и Набэсима, появившаяся в начале 17 века и пленившая своей красотой и необычностью европейских аристократов, является достоянием декоративно-прикладного искусства Японии. Уникальность фарфора подчеркивается и высокой технологичностью, трудоемкостью при внешней простоте. Фарфоровые изделия Имари и Набэсима являются уникальным достоянием японской культуры, оказавшим большое влияние на европейскую керамику.